Или короткий рассказ о том, что больше не значит лучше.
читать дальше
С выходом Enemy Unknown большинство игроков вполне резонно ныло о том, что игра довольно однообразная. Икском проходился по принципу "поймай моба - исследуй - сделай новую крутую пушку - поймай более крутого моба", и, несмотря на достаточно годный антураж и игровой процесс, обилие повторяющихся карт и полное практически отсутствие сюжета, плюс ряд классических косяков, сделало её не особо запоминающейся игрой.
Потому, ясное дело, что когда нам сказали, что будет дополнение аж на 7 гектар, где будет сюжет, разнообразие и вторая враждебная фракция, все обрадовались и заготовили свои 15 долларов для стима. Предварительные обзоры были вполне годными, и вроде бы ничто не предвещало беды, кроме того, что стим знатно проебался с датой запуска, введя многих пользователей в заблуждение и массивные переустановки, ненависть и непонимание как же так случилось.
Первое, что бросается в глаза - игра стала чуть-чуть красивше. Совсем чуть-чуть. Сюжет начинается точно также, но дается новая миссия на введенный в дополнении ресурс - мэлд. Мэлд несколько развеселил типичные бои с инопланетными захватчиками, ибо его нельзя просто нафармить как, например, еллериум - максимум 20 с миссии, и получить его можно двумя способами - послать своих пехотинцев к хранилищу на скорость, или убить всех мобов за ограниченное количество ходов. Есть еще третий, очевидный читерский способ - не палить контейнеры с мэлдом, чтобы не активировать таймер его исчезновения. И спокойно и уныло проходить миссии, как и раньше. Иными словами, сложности это нововведение не добавило.
С мэлдом в игру пришли мехамужики и генетика. Обе эти ветки улучшений являются АБСОЛЮТНО ЛОМАЮЩИМИ БАЛАНС НАХУЙ. Начну с генетики.
Да, они наконец сделали старт в Южной Америке полезным, потому что мгновенные аутопсии инопланетян дают куда более эффектные преимущества - за некоторые типы открываются страшные штуки под названием генетические модификации. То есть у вашего персонажа появляется 5 новых навыков, без потерь стандартной классовой ветки развития. Учитывая, что даже на импоссибле воевать и так то было не слишком тяжело с появлением лазерного оружия - это изменение сделало прохождение первых 3х часов кампании откровенно изимодным. Почему? Ну, ранние навыки позволяют любому персонажу запрыгивать на любую высоту без потери движения. Это означает, что позиционирование снайперов, например, которые и без того получают весьма неслабые бонусы от высоты, теперь делается в один клик. Или модификация глаз, дающая достаточный прирост к меткости, чтобы полностью поглотить весь штраф за ожидание атаки. Или модификация мозга, которая дает возврат урона с любой примененной псионической способности. Псионики, которые раньше были страшны и ужасны, теперь просто не страшны - они убиваются сами об себя с огромной скоростью и болезненностью.
Но генетически-модифицированные солдаты - это просто образец сложности, если сравнивать их с КИБОРГАМИ. Единственный минус Киборгов в том, что они не могут укрываться. Казалось бы, в тактической игре это достаточно серьезный минус, но нет. Прежде всего, запас хитов Киборга сравним с элитными Мутонами. Они спокойно танкуют главный калибр Сектопода, они имунны к яду и огню, единственное, что их может хоть немного покоцать - это снижающие броню ракеты. Которыми враги не пользуются. На первом уровне киберсолдата персонажи получают УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБОЕ УКРЫТИЕ И НАНЕСТИ УРОН, потом - жестче и страшнее. Мехасолдаты могут превращаться в укрытие сами (причем полное), и получать еще меньше урона, они могут взлетать на крыши домов, могут лечить, могут игнорировать штрафы к прицелу, а на последнем уровне они всегда (!!!) отвечают огнем на первую атаку в их сторону. Не важно, успешную или нет. Но разработчикам, видимо, было мало пиздеца, который они сотворили - и можно развивать еще и КИБЕРКОСТЮМЫ ДЛЯ МЕХАМУЖИКОВ. Первый уровень - пневмокулак на 12 (!!!) хитов в упор. 12 хитов - это четыре полных здоровья сектойда, или три полных здоровья ящерицы. Первая тварь, которую это не ваншотит, появляется ближе к середине игры - а пацаны просто бегают и раздают мехакулаком во все стороны. Альтернативой этому является огнемет, с активным коническим радиусом в 7 клеток, бьющий АоЕ на 7 хитов (О___О), и вызывающим панику, если цель осталась жива. Эту штуку можно, без напряга, получить к четвертой миссии. Почему то уровней развития костюмов всего три, но каждый раз киборги становятся просто неправдоподобно читерскими. Но и это еще не все. Киборги вооружены соответственно миниганами, рельсами и ядерными пушками. Критический выстрел из последней наносит... 20 хитов. Сектопод, самый страшный противник в игре, имеет всего 25. И киборги могут стрелять два раза за ход. а порой и три. Очень сложно, даже на максимальной сложности, серьезно относиться к врагам, которых бравые дредноуты от человечества просто забирают за залп.
Плюс, в игре появились стелс-миссии. Признают, в первый раза три это было забавно, но ваши темные оппоненты с названием EXALT просто сосут хуйцы. Лазерное оружие появляется у них дай бог к моменту, когда ваши ребята щеголяют с плазмой в броне титан. Да, эти противники имеют маневренность ваших солдат, но их искусственный интеллект явно заточен под РАВНЫЙ бой, а не под тот армаггедон, который вы приносите начиная миссии с восьмой. И не верьте в то, что это "тайные миссии" - это просто вариации "защитить вип", где вместо бесполезного человека у вас есть ваш же оперативник, с генными модификакциями и плазменным пистолетом. Джиджи. Единственное достойное сюжетное дополнение (а сюжет, к слову, вообще не изменился) - это защита штаба Хком от атаки инопланетян - единственная сложная миссия в игре, которая и интересна, и волнительна. И которая совершенно банальна после первых двух волн врагов.
Но да и хер с этим. Я, когда садился, искренне думал - "ну если нам дали такое откровеное ОП, то должны были ввести что-то страшное у инопланетян". Нет. Два новых вражеских юнита - мектоид и непонятная херня с щупальцами. Мектоид - это просто копия вашего мехасолдата, с меньшим количеством хитов, большим уроном, но БЕЗ СПОСОБНОСТЕЙ. А штука с щупальцами - была бы классной идеей, с отличным программированием и умением изолировать и собственно, подавлять свои цели, но у нее 5 (!) хитов. Крит из обычного ссаного пистолетика эту штуку убивает.
Немного в защиту игры - полностью практически исчезли повторы карт. Тут все годно и весело, было однообразия нет.
Но киборги сломали игру. Обещания касательно усложнения и разнообразия игрового процесса не выполнено. В кои то веки мне жаль потраченных денег, хоть это и ссаные 400р.
Качаю Блэк Флэг, может там будет хорошо.
Завтра еще один обзор.
XCOM: Enemy Within: 6/10 как игра, 4/10 как дополнение.